Родился 4 июня 1934г. в г. Самаре, в семье военнослужащего.
В 1952 г. поступил и в 1958г. окончил Московский Авиационный Институт им. С. Орджоникидзе, факультет-2 по кафедре авиадвигателей (АД-1). Инженер- механик по авиадвигателестроению.
С 1953г. и до окончания института, работал по совместительству препаратором, ст. препаратором, мл. лаборантом, лаборантом на этой кафедре, в группе исследования тепловых процессов и испытания
камер сгорания авиадвигателей.
С 1958 по 1960 гг. направлен по распределению в Рижское Краснознаменное Высшее Инженерное Авиационное Военное Училище (РКВИАВУ) - в последствии преобразованное в ГосНИИ Гражданской авиации (ГосНИИГА). Работал в проблемной лаборатории НИЛ-1 в качестве ст. лаборанта, М.Н.С., ведущего инженера. Участвовал в НИР и выполнял самостоятельные разработки по созданию аэродинамических труб переменной плотности и испытательных стендов с энергетикой на авиадвигателях, отработавших летный ресурс.
В ноябре 1960 г.
целевым распоряжением СМ
СССР 03066рс от 10.10.60 г., решением ВПК и Приказом ГКОТ СМ СССР о передислокации НИЛ-1 ГосНИИГА в Подмосковье, в составе группы специалистов переведен в г. Красноармейск
Московской области в Научно-исследовательский институт "Геодезия", где был назначен научным руководителем и ответственным исполнителем отраслевой программы создания испытательной аэрогазодинамической базы НИИ под задачи освоения космоса. Испытательный комплекс была создан и пущен в эксплуатацию в сентябре 1962г. и успешно функционировал вплоть до конца 80-х годов по испытанию при
траекторных условиях, близких к натурным, маломасштабных модельных образцов ракетоносителей и аппаратов типа «Восход», «Восток», в том числе и ракетного комплекса Н-1 по программе посадки на Луну.
В 1969 г. закончил заочную аспирантуру при ЦНИИМАШ МОМ, г. Королев Московской области и защитил диссертацию на степень кандидата технических наук. В 1972 г. присвоено научное звание Старшего научного сотрудника.
С 1960г. по 1989 г. работа в НИИ «Геодезия» в должностях ведущего инженера, начальника сектора, лаборатории, отдела, заместителя директора по научной работе.
В июле 1974 г., в соответствии с Постановлением СМ СССР № 416 от 24 мая 1974г. «Об организации работ по созданию трубопроводного контейнерного пневмотранспорта и широкому внедрению его в народное хозяйство», был приглашен лично Министром Миннефтегазстроя СССР Щербиной Б.Е. на должность директора вновь учрежденного этим Постановлением Всесоюзного Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института "Транспрогресс" в г. Раменском Моск. Обл., К середине 1976 г. институт сдал в опытно-промышленную эксплуатацию первую в СССР опытно-промышленную, трубопроводную, контейнерную пневмотранспортную линию протяженностью
5 км
и производительностью ~5 млн. тонн в год гравийной массы на Сычевском ГОКе под г. Волоколамском. Кроме того, были развернуты НИР и ОКР по альтернативным транспортным системам, таким как: нетрадиционному транспорту гидропульпы угля из Сибирского Канско-Ачинского месторождения угля в Европейскую часть страны и пассажирскому транспорту на магнитной левитации (для скоростной железной дороги) и развернуто строительство испытательного полигонного комплекса под эти задачи.
В мае 1977г., по просьбе Министра ММ Бахирева В.В., вернулся в НИИ "Геодезия" на вакантную должность научного руководителя - заместителя директора по науке.
По должности осуществлял научное и организационное руководство развитием и совершенствованием научно-методического уровня экспериментальной и испытательной базы НИИ «Геодезия». К концу 1978г. была разработана комплексная долгосрочная Программа развития института и утверждена Директором НИИ «Геодезия» Зубовым Н.Д. При его всесторонней поддержке, в соответствии с программой, к концу
1985 г. была закончена коренная реконструкция
испытательной базы института по всем направлениям его специализации. Построены новые импульсомерные поля для
испытаний боеприпасов на осколочное и фугасное могущество. Построен и начал функционировать на то время самый современный вычислительный центр (ВЦ) с оптической волоконной (впервые в полигонной практике) многокилометровой кабельной связью с испытательными площадками. Коренным образом
реконструирована энергетическая база аэродинамики, качественно
расширившая возможности аэродинамического комплекса испытаний. Создано и начало функционировать Специальное конструкторское бюро измерительной техники (СКБ ИТ) для разработки и производства измерительных средств, с целью вывода измерительного оснащения испытаний института на качественно новый уровень. Модернизирован ракетный трек, с увеличением его длины от 1 до 2,5 км. Направление динамических испытаний укомплектовано самыми современными вибростендами иностранного производства. Разработаны проекты и начато строительство баллистической трассы и модернизация бронебойных позиций. Очевидно, что все это нужно было практически
оснастить методиками, стандартами, технологическими и измерительными системами, укомплектовать кадрами и т.п.
Научное руководство предполагало также совершенствование научного потенциала кадров и сохранение традиций
института. К 1985г. 7 инженеров института закончили аспирантуры и защитили кандидатские диссертации, затем стали докторами
технических наук, а в последствии, Академиками РАРАН.
Двое сотрудников были представлены НТС
института и удостоены Государственных премий СССР. К 50-ти летию института (1984г.) был создан
музей, собран и скомплектован информационный банк по истории института.
В 1980 г. окончил без отрыва от работы Академию Народного Хозяйства при СМ СССР.
В период 1980-83 гг. в инициативном порядке, в авторском содружестве
с учеными Московского Энергетического Института, используя аэродинамическую базу НИИ «Геодезия», выполнил теоретическое и экспериментальное обоснование возможности создания принципиально нового летательного аппарата «ЭКИП». Разработка защищена патентами. В настоящее время данный проект реализуется «Концерном «ЭКИП».
Имея повседневный испытательный опыт стендовой отработки классической оборонной ракетной техники, в том числе стратегического масштаба, к 1985 г. пришел к выводу о необходимости коренного пересмотра энергетических основ организации реактивного движения.
С 1985г. по 1986г., в инициативном порядке, провел
2-х летний цикл творческого поиска и экспериментальных работ в области повышения эффективности реактивного движения. Испытания первых экземпляров опытных модулей новых двигателей подтвердили возможность реального создания реактивной техники с энергетической эффективностью, превышающей традиционную технологию не на проценты, а в разы. Документально обосновал и представил Руководству Министерства Машиностроения программу качественного преобразования энергетики реактивных двигателей на новых физических принципах. В связи с безуспешностью убедить научную, конструкторскую и административную общественность, начиная от руководства института и включая лично первых лиц ММ, МАП, МОМ,
в необходимости коренного пересмотра основ
двигательной энергетики, вынужден был в 1989 г. покинуть свой должностной пост, а затем и государственную службу.
В 1989г. основал и
возглавил кооператив «Агат», преобразованный в апреле 1990 г. в
Научно-производственную фирму (ТОО) НПФ "Простор" в
г. Красноармейске Московской области, с целью
самостоятельной реализации собственной Целевой программы по указанной выше проблеме. С 1990г.
в НПФ «Простор» было открыто собственное производственное направление по разработке, созданию, серийному производству отечественного аварийно-спасательного гидроинструмента для оснащения спасательных формирований РФ и СНГ.
С 1990г. по 1995г. являлся президентом Коммерческого Банка «Пушкино», г. Пушкино Московской обл., который был основан при участии НПФ «Простор».
С 1999 года возглавляет
Научно-техническую фирму «Романтик», которая занимается проведением НИОКР по созданию новой энергетической технологии в заключительной стадии научно - исследовательских работ.
С 2003г. является научным руководителем Научно-технического центра «ИМПЛАЗ» (ЗАО), организованного в г. Красноармейске Московской области. Предприятие занимается программами
внедрения новых технологий
в энергетике. Деятельность имеет прикладной, технологический характер с целью реального создания образцов энергосиловых устройств, в конечном итоге промышленной продукции, в которых используются нетрадиционные прогрессивные энергонакопительные и энергопреобразовательные экологически чистые процессы.
В 1973 г. за личный научно-технический вклад в Программу посадки на Луну, награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В период 1994-1996 гг. был депутатом
Городской Думы г. Красноармейска, где возглавлял бюджетно-промышленный комитет.
Имеет около 300 научных трудов. 8 патентов и около 40 авторских свидетельств.
Идеи и результаты многолетних теоретических и практических изысканий Пушкина
Р.М. в области нетрадиционной энергетики получили научное признание со стороны авторитетных научных образований, таких как РАКЦ, РАЕН, МАИСУ, Международного клуба ученых и других научных организаций.
В 1999г. избран действительным членом (академиком) Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
В 2000 г. избран действительным членом академии (академиком) Международной академии наук «Информация, связь, управление в технике, природе, обществе» ( МАИСУСПб ). В мае 2000г.
присвоена Международная степень доктора науки и техники.
В 2001г., по результатам
многолетней научной деятельности в области фундаментальных
основ физики энергопроцессов и управляемой гравитации, награжден почетным знаком академии МАИСУСПб «За особые заслуги в науке». В 2002г. награжден международным орденом «Звезда Циолковского» от имени
Международной Университетской Аккредитационной Ассоциации - IUAA(г.Пасадена, Калифорния, США).
В 2003-2004гг. Федерацией космонавтики России награжден медалями «К.Э. Циолковского», «Академика М.В. Келдыша», «70 лет Летчику-космонавту СССР Гагарину Ю.А.» и «Академика С.И.Репьева».
В 2005г. Высшей аттестационной комиссией Международного университета фундаментального образования, Оксфордского университета (Великобритания) и Национальной Академии Высшего образования (США) присвоено звание профессора.
В 2006г. комиссией Австралийско-Азиатского Института Гражданского Лидерства (Австралия) избран почетным членом и почетным профессором.
В 2009 году присвоено звание «Почетный гражданин города Красноармейска».
Награжден медалями «Ветеран труда» (1988г.) и «850-летия Москвы» (1997г.), почетными знаками «Изобретатель СССР» (1977), «Отличник качества» (1982) и памятным знаком в честь «600-летия отечественной артиллерии» (1982г.).
Женат, имеет дочь и сына, оба дипломированные инженеры в области теплотехники и тепловых двигателей. Подрастают трое внуков.