Закрытое акционерное общество

Научно-технический центр

«ИМПЛАЗ»

Создание и практическое освоение высокоэффективных и экологически чистых энергосиловых технологий, основанных на новых физических  принципах.

     
       
  Двигатель ИМПЛАЗ

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «ДВИГАТЕЛЬ ИМПЛАЗ» 

 

Проект «Двигатель ИМПЛАЗ» предусматривает разработку и внедрение сверхэкономичных и экологически чистых углеводородных плазмо-импульсных двигателей.

На основе многолетних теоретических и экспериментальных изысканий авторов сформулирована и апробирована в лабораторных условиях плазмо-импульсная и ударно-волновая технологии получения прямой тяги с высоэффективным преобразованием внутренней энергии молекулярной газообразной или жидкой среды (вещества) в полезную работу.

В качестве энергонесущего вещества могут использоваться исходные промышленные вещества (газообразные, жидкие) в смеси с атмосферным воздухом (углеводородные топлива - пропан, бутан, метан, бензин, спирты, эфир и др., а также, в дальнейшем, монокомпонентные (вода, газы - воздух, азот, водород и др.), в смеси с атмосферным воздухом. Энергонесущее вещество может готовиться по мере расходования или хранится с применением нанотехнологий.

 

 

1. Введение

 

Отечественный и мировой опыт показывают, что, не смотря на значительный прогресс, существующая технология реактивных двигателей на протяжении последних десятилетий по-прежнему развивается по все более ресурсно-затратному количественному пути. Эта технология уже не содержит качественно новых решений с целью радикального повышения энергетической эффективности традиционных реактивных двигателей.

При многовековой эксплуатации реакции простого сгорания химического топлива, науке и практике никак не удается повысить КПД у традиционных тепловых теплотехнических устройств любого назначения свыше 30-35%. Необходим качественный переход на новую энергетическую технологию, основанную на физических принципах силового взаимодействия сильно неравновесных сред, т.е. использование новых реакций.

Программа «ИМПЛАЗ» ставит своей целью продвижение в практику предлагаемой выше энергетической технологии, что дает реальный шанс уже в ближайшем будущем при создании транспортных и электроэнергетических экологически чистых, низко-теплоизлучательных технических устройств улучшить для начала в 2-3 раза их энергетическую эффективность, т.е. экономичность, по сравнению с традиционными методами.

Такая возможность может радикально сказаться на развитии транспортных средств и систем во всех областях применения: от подводной до космической, а также в электроэнергетике.

 

 

2. Суть технологии

 

В двигателе «ИМПЛАЗ» применены две прогрессивные, малоизученные и не используемые в практике новые технологии. Это эндотермическая реакция распада молекулярной структуры исходного вещества и ударно-волновые взаимодействия сильно неравновесных сред.

Первая технология позволяет осуществлять энергонакопительный физический лавинный процесс эндотермической реакции холодного распада устойчивой молекулярной структуры исходного вещества до уровней структур свободных радикалов, возбужденных и активированных атомов, ионного состояния и, как можно ожидать в перспективе, более глубокого неравновесного состояния. В процессе реакции происходит создание упорядоченных динамических наноструктур и организация квантованного усиления энергетических свойств до необходимого уровня. Особенностью этой реакции является то, что она развивается при температурах и давлениях близких к нормальным атмосферным, сопровождается безизлучательным (безтепловым) накоплением энергии с получением прямых силовых и электродинамических эффектов. Процесс реализуется особым способом, в техническом устройстве - реакторе. Реакция, названная «микроимплозией», управляется по масштабу и времени.

Вторая технология позволяет преобразовать накопленную в исходном веществе энергию в полезную работу. Полученное сильно неравновесное, возбужденное и активированное исходное вещество подвергается, например, ударно-волновому сжатию в полузамкнутых полостях (ПЗП) с одновременной рекомбинацией вещества, что создает огромный силовой эффект, т.е. силу тяги. Особенностью этой технологии является то, что при работе двигателя отсутствует реактивная струя и почти вся энергия полученного энергонасыщенного вещества преобразуется в полезную работу.

 

Обе технологии имеют существенно большую энергетическую эффективность процессов по сравнению к применяемыми сегодня в технике, что позволяет в разы повысить КПД двигателя «ИМПЛАЗ» по отношению к существующим реактивным.

 

 

3. Основные качественные и количественные показатели двигателя 

 

Применение новых реакций и технологий позволило существенно увеличить все качественные и количественные показатели реактивного двигателя.

Качественные показатели:

- отсутствие вращающихся механических деталей;

- высокие силовые параметры;

- супер высокая экономичность по исходному энергонесущему веществу;

- экологическая чистота;

- низкая металлоемкость;

- всеядность по видам используемого энергонесущего вещества;

- малый вес;

- потребный уровень производства вполне обеспечивается уровнем развития современных технологий: машиностроительной, электротехнической, электронной, производства материалов и т.д. 

Экспериментальный плазменный двигатель без струи СГ-300 диаметром 300мм дает импульсную тягу до 250 кг. Расход топлива в 2-3 раза меньше существующих двигателей, что позволяет увеличить время его действия во столько же раз по сравнению с традиционным авиационными турбореактивными двигателями. Увеличение мощности и тяги двигателя при применении в конкретных устройствах возможно путем модульного агрегатирования или конструктивного масштабирования.

На рисунках 1 и 2 показана работа экспериментального двигателя ИМПЛАЗ на стенде.

Рисунок 1. Работа двигателя СГ-300-ККК на стенде

 

Рисунок 2. Работа двигателя СГ-250-16Г на стенде.

  

Главная руководящая концепция, избранная авторами в поисках решения, основана на логике контрпозиции по отношению к технической идеологии традиционного реактивного двигателя, т.е. использовании процессов и технических решений, которые обычно не применяются в схемах сопловых реактивных двигателей.

Например, последовательность осуществления стадий рабочего цикла в трактах нового двигателя имеет обратную направленность по отношению к направленности протекания процессов в традиционном сопловом РД, т.е. от минимального давления и температуры в камере сгорания (реакторе) с максимизацией этих параметров к выходному сечению двигателя (рисунок 3, линия 2). В схеме реализуется сочетание ряда гармонично связанных и известных физических процессов, таких как неравновесная диссоциация топлива, закономерности пиродинамики, физики ударных волн, резонансные гидродинамические явления и т.д.

 

 

Проведенные многовариационные испытания различных конструктивных образцов двигателей подтверждают высокую эффективность используемых технологий (рисунок 4).

 

Рисунок 4.

 

Предложенный авторами, обоснованный теоретически и экспериментально новый метод создания тягового реактивного усилия с такими перспективными возможностями мировой практике не известен. Принцип действия, физические процессы и конструктивное воплощение разработанного реактивного механизма для создания тяги находятся в полном соответствии с основами фундаментальной науки. Уровень и состояние готовности метода к практическому освоению опережает мировые разработки на несколько лет. При этом в методе, по его физической сути, содержится достаточная стратегическая техническая глубина дальнейшего повышения энергосиловой и эксплуатационной эффективности новых реактивных двигателей в процессе их текущего технологического освоения.

Проект «Двигатель ИМПЛАЗ» ориентирован на использование движителя для обеспечения движения автомобиля, катера, аппаратов малой авиации, т.е. экипажа, потребляющего мощность до 100-150 кВт.

 

 

4. Сравнение с аналогами

  

Проблема обеспечения транспортных систем, начиная от наземных и кончая космическими, дешевыми, экологически чистыми и высокоэкономичным двигателями с каждым годом обостряется. В связи с этим необходимость разработки и создания новых двигателей с потребительскими качествами более высокого уровня становится реально рыночно востребованной. Особенно большая потребность возникает в транспортировке пассажиров и грузов в отдаленные и труднодоступные районы страны.

Данный раздел составлен по материалам маркетингового исследования программы «ИМПЛАЗ» с объемом документа в 50 страниц и обзора перспективных проектов движителей и энергоустановок с объемом документа в 51 страницу.

Маркетинговые исследования указывают на наличие развитого по типажу и по масштабу рынка реактивных двигателей. Тем не менее, все выпускаемые и перспективные реактивные двигатели подошли к границе своих технических возможностей и идет настоящая борьба за улучшение, но лишь на сотые доли процента. В результате существенно усложняются конструкции, что, в свою очередь, увеличивает количество техногенных аварий. Если говорить о преодолении земного тяготения и выхода за пределы атмосферы и далее в космос, то современные ракеты-носители не могут доставить на орбиту полезный груз массой превышающей 5-6 % от многотысячетонного стартового веса ракеты (недостаточная тяговооруженность носителя), что влечет за собой и высокую стоимость, и экологическую загрязненность и, кроме того, особенно для Российской космонавтики, проблемы вынужденного высокоширотного старта ракет. А уж серьезно говорить о дальнем космосе пока и не приходится.

В сравнении участвовали электрические ракетные двигатели (ЭРД), химические авиационные двигатели (ХАД), химические ракетные двигатели (ХРД) и двигатель «ИМПЛАЗ-СГ».

 

Рисунок 5.

 

На рисунке 5 показано сравнение двигателей по экономичности (удельному импульсу в секундах, т.е. какую тягу создает 1 кг расходного топлива кг/(кг/с) или сек) и по развиваемому тяговому усилию (тяга в килограммах).

Двигатель «ИМПЛАЗ-СГ» экономичнее авиационных двигателей в 10 раз, ракетных двигателей в 2 раза и подходит к зоне эффективности электроракетных двигателей (ЭРД). В ближайшей перспективе удельный импульс может быть увеличен в 2 раза.

По величине тяги двигатель «ИМПЛАЗ-СГ» сразу превысил уровень лучших ЭРД, развивающих тягу в 60-150 грамм. В сравнении с маршевыми авиационными и ракетными двигателями, на данном этапе работ, двигатель «ИМПЛАЗ-СГ» не имеет хороших тяговых параметров по причине малой мощности, которая будет увеличиваться в перспективе по мере совершенствования и масштабирования.

  

Рисунок 6.

 

На рисунке 6 сравниваются значения тяговооруженности двигателей, т.е. во сколько раз тяга, развиваемая двигателем, превышает массу самого двигателя.

Тяговооруженность двигателя «ИМПЛАЗ-СГ» (равна 0,02 - 2,0 кг/кг) в десятки раз превышает параметры электроракетных двигателей (ЭРД – не более 0,003 кг/кг) и с увеличением мощности приблизится к химическим авиационным двигателям.

Рисунок 7.

На рисунке 7 более детально показано сравнение двигателя «ИМПЛАЗ-СГ» с действующими и разрабатываемыми электрическими реактивными двигателями (ЭРД). Видно, что получаемая на экспериментальном двигателе тяга (см. ось Х) существенно лучше, чем у самых перспективных будущих образцов ЭРД. Также видно, что потребляемая мощность двигательной установки для ЭРД (см. ось Y) имеет первостепенное значение по принципу своей работы, что делает их в несколько раз более энергозависимыми, чем двигатель «ИМПЛАЗ-СГ», который имеет стандартную обслуживающую электрическую схему, не требующую мощных и массивных источников энергии.

 

ВЫВОДЫ.

 

Экспериментальный двигатель «ИМПЛАЗ-СГ», имея малую мощность и невысокую технологическую проработку, сразу занял перспективную нишу в ряду двигателей прямой тяги, показав следующие параметры:

1) экономичность (более 1000 сек), значительно превышающую химические двигатели (от 100 до 500 сек) и сравнимую с электрическими ракетными двигателями (от 1200 до 3000 сек).

2) суммарную тягу (более 0,15 кг) существенно большую, чем у лучших перспективных ЭРД (до 0,15 кг) и сравнимую с авиационными двигателями по тяговооруженности.

3) вес установки (до 50кг) и потребляемую мощность (500Вт) значительно ниже, чем у ЭРД (от 100кг и от 1 кВт соответственно).

 

 

5. Состояние работ по проекту

 

К настоящему времени научно-техническим центром «ИМПЛАЗ» по проекту «Двигатель «ИМПЛАЗ» сделаны следующие работы:

 

1. Открыт и всесторонне исследован механизм динамической топологической организации квантованного усиления мощности любого физического процесса.  

2. Создан и экспериментально апробирован метод управления плотностью выходной энергии, извлекаемой из вещества, путем управления количественным и качественным энергетическим состоянием плазмы, что является фундаментальным научным и практическим результатом. 

3. Изготовлена серия образцов экспериментальных плазмо-импульсных двигателей серии «ИМПЛАЗ-СГ», которые инструментально демонстрируют их эффективность, по сравнению с традиционными реактивными двигателями. При технологическом совершенствовании двигателей повышается их эффективность (КПД), предел которой не установлен. 

4. Проведен системный цикл конструкторских разработок и многопараметрических вариационных испытаний с целью нахождения и подтверждения конструктивных и технологических решений, которые должны быть заложены в схемы, конструкцию и технологию опытных образцов двигателей. 

5. Проведена поэлементная отработка технологических систем: газового питания, электровозбуждения, энергонакачки и частотного управления. 

6. Созданы специализированные конструкторское бюро и испытательная лаборатория для сопутствующей проверки и отработки решений.

 

 

6. Этапы развития и области применения

 

Применяемые в двигателе ИМПЛАЗ технологии вносят существенное новшество в принцип работы и в конструкцию агрегатов, придавая им качественно новые технические и эксплуатационные свойства, что, несомненно, повлечет за собой и качественные изменения в развитии таких отраслей промышленности как авиастроение, ракетостроение, транспортная, космонавтика и т.д.

Авторами проекта постоянно отслеживается и внимательно изучается вся научно-техническая информация по новым концепциям, идеям, техническим решениям в области энергосиловых установок и энергетики. Постоянное участие в конгрессах и коллоквиумах позволяет до мельчайших подробностей знать текущее состояние науки и техники в этой области.

Предлагаемый проект на основе высокой энергетической технологии создает условия для успешного решения транспортно-энергетической проблемы радикальным способом, не имеющим аналогов в зарубежной практике.

 

 

 

Описание этапов проекта.

 

1 ЭТАП. Демонстрационный объект – Автономное безопорное устройство (АБУ).

Объект наглядно позволяет показать преимущества двигателя широкому кругу потребителей и специалистов на примере перемещения малых грузов. Данные пример является простым, неоспоримым и понятным фактом реальности созданного двигателя. Приведен пример подъемного и тягового демонстрационных устройств.

 

2 ЭТАП. Демонстрационный объект – Индивидуальный летательный аппарат пространственного перемещения (ИЛАПП). Использование двигателей «ИМПЛАЗ» для перемещения летательных аппаратов малой авиации в пилотируемом или беспилотном варианте.

 

3 ЭТАП. Демонстрационный объект – Транспортный летательный аппарат пространственного перемещения (ТЛАПП). Использование двигателей «ИМПЛАЗ» для обеспечения полета самолета или других летательных аппаратов, например: самолет-крыла «ЭКИП», самолёта безаэродромного базирования «LARK–4».

 

 

 

Главная ИМПЛАЗ | Новости | О компании | Деятельность | Проекты | Материалы | Форум | Карта сайта

©НТЦ "ИМПЛАЗ".