Европейцы
скрестили сверхзвуковой лайнер с ракетой
Источник:
membrana
Изюминка
новичка — наличие на борту аж семи двигателей четырёх
разных моделей (фото EADS, AFP).
Из Парижа в
Токио за 2,5 часа сможет добираться пассажирский
самолёт, концептуальный макет которого европейские
инженеры показали на французском международном
авиасалоне. В полном соответствии с модой авторы проекта
особо подчёркивают его экологичность.
На авиасалоне в Ле Бурже (Paris Air Show) европейский
аэрокосмический гигант EADS представил четырёхметровую
модель межконтинентального авиалайнера отдалённого
будущего. Аппарат называется ZEHST (Zero Emission High
Supersonic Transport), то есть «высотный сверхзвуковой
транспорт с нулевым выбросом».
По информации Discovery, стартовать ZEHST будет на паре
обычных турбореактивных двигателей, но питаться они
должны биотопливом, выработанным из водорослей, потому
речь идёт о сокращении эмиссии CO2. Дальше будет
применяться и вовсе водород, а следовательно, выхлоп
станет полностью нулевым.
Несмотря
на большую скорость и высоту полёта, указывают
представители EADS, пассажиры нового лайнера не должны
испытывать никаких неудобств и чувствовать себя, как в
самом обычном самолёте (фото с сайта
aviationreport.blogspot.com).
Так, достигнув
на обычных двигателях высоты в 5 километров и скорости в
0,8 Маха, аппарат включит пару небольших ракетных
движков, работающих на жидком водороде и жидком
кислороде.
Чуть позже к ним подключится ещё один ракетный
двигатель, но заметно крупнее первых двух. Он будет
представлять собой вариацию тех движков, что применяются
в ракетах-носителях Ariane.
Вместе эти три агрегата позволят лайнеру набрать высоту
в 23 километра и скорость 2,5 М, при этом максимальное
ускорение, испытываемое пассажирами, будет довольно
мягким — 1,2 g.
Далее произойдёт ещё одна смена используемой
двигательной установки. На вахту заступит пара
прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Они тоже
будут потреблять водород в качестве топлива, но уже
атмосферный воздух в роли окислителя.
Эти двигатели помогут аппарату достичь крейсерской
скорости в 4 М и высоты полёта в 32 километра, гласит
пресс-релиз компании. На прямоточниках ZEHST и будет
лететь большую часть рейса.
ZEHST должен
вмещать от 50 до 100 пассажиров. Обратите внимание —
половину фюзеляжа занимают баки с ракетным топливом
(иллюстрация EADS, AFP).
При приближении
к аэропорту назначения гиперзвуковой лайнер выполнит
планирующий спуск и торможение, а на высоте 10
километров и уже при дозвуковой скорости будут снова
запущены классические турбореактивные двигатели. С их
помощью ZEHST сможет выполнить обычную посадку, или при
необходимости уйти на второй круг либо запасной
аэродром.
Все составляющие такого лайнера аэрокосмической отрасли
хорошо известны. В том или ином виде такая техника давно
тестируется. Ракетные двигатели хорошо отработаны в
космических носителях, да и опыты с прямоточными
гиперзвуковыми моторами, в том числе и водородными, тоже
ведутся не один год. Но всё вместе в одном изделии, да
ещё пассажирском лайнере, никто пока не совмещал.
Концерн EADS сообщает, что находится на ранней стадии
развития проекта. Так что о сроках его реализации
говорить можно лишь приблизительно.
Прототип-демонстратор ZEHST должен появиться к 2020
году. Полноценный пассажирский самолёт с такой
установкой — не раньше 2040 года, а серийным и массовым
он должен стать в 2050-м.
Полёт в
стратосфере на четырёх скоростях звука, по расчётам
европейцев, обеспечит наиболее экономное расходование
горючего (фото EADS, AFP).
Заметим,
принятый EADS принцип — последовательное переключение
между двигателями разного типа по мере разгона крылатой
машины, в общих чертах не раз всплывал в проектах
аэрокосмической техники будущего.
Куда сложнее придумать универсальный двигатель, который
работал бы в пассажирском лайнере либо космоплане от
самолётного взлёта с обычного аэродрома и до
гиперзвуковой или даже первой космической скорости.
Именно над таким двигателем сейчас работают в
Великобритании.