Спустя
десятилетия американская космонавтика готовится получить
новый «главный» ракетный двигатель.
Прошло 45 лет после первого испытания двигателя
ракеты-носителя Apollo Saturn V и 35 лет после испытаний
двигателя для шаттлов, и вот - двигатель нового
поколения J-2X в середине марта прошел проверку на
готовность к испытаниям, которые начнутся этим летом.
Таким образом, испытательный стенд A-2 в Центре
космических исследований им. Стенниса готов принять
третий в истории американской космонавтики двигатель,
который будет использоваться при изучении Солнечной
системы.
Испытательный стенд A-2 в утреннем
тумане
Узлы
двигателя J-2X испытывают на стенде A-1
Испытания двигателя нового
поколения приходятся как раз на 50-летие Центра Стенниса
- 26 октября 1961 г. НАСА публично объявило о планах
строительства на юге Миссисипи стенда для тестирования
массивных ступеней ракеты Saturn V программы Apollo.
Первое испытание Saturn V на стенде A-2 состоялось 23
апреля 1966 года, впоследствии инженеры НАСА испытали 27
первых и вторых ступеней ракеты-носителя, в том числе и
те, которые доставили людей на Луну.
В середине 1970-х годов стенды Центра Стенниса были
модифицированы для испытаний главных двигателей
космических шаттлов. Первое испытание на стенде A-2
состоялось 31 марта 1976 года. В последующие десятилетия
инженеры Центра провели тесты двигателей, которые
использовались в более чем 130 миссиях челноков.
Последнее плановое испытание двигателя шаттла на стенде
A-2 состоялось в июле 2009 года. После этого стенд был
выведен из эксплуатации и в течение 10 месяцев
переоборудовался для испытаний нового ракетного
двигателя J-2X, который был разработан для космической
программы Constellation. В настоящее время испытательный
стенд полностью готов к приему J-2X и началу
тестирования критически важных систем. Установка
двигателя на стенд запланирована на начало июня.
По словам руководителя программы испытаний J-2X Гари
Бентона (Gary Benton), некоторое оборудование стенда
имело возраст в несколько десятилетий и практически
исчерпало свой срок службы, к тому же J-2X имеет другие
параметры тестирования, нежели двигатель шаттла, поэтому
работы велись в очень напряженном ритме. Прежде всего
потребовалось изменить конструкцию стенда для установки
отличающегося по геометрии J-2X, а также смонтировать
новую систему запуска двигателя и заменить линии подачи
жидких кислорода и водорода – им уже почти 50 лет. Кроме
того, были установлены современные цифровые системы
управления.
Двигатель следующего поколения J-2X разрабатывается
компанией Pratt and Whitney Rocketdyne, он сможет
отправлять людей и грузы за пределы низкой околоземной
орбиты - в далекий космос. Этот двигатель является
основой будущей космической программы США по изучению
Солнечной системы. Он разработан на базе двух успешных
ракетных двигателей: мощного J-2 верхней ступени Saturn
V и J-2S (упрощенный вариант J-2), разработанного и
испытанного в начале 1970-х годов.
В настоящее время для испытания J-2X строится новый
стенд A-3, который позволит тестировать двигатели в
условиях работы на высотах до 30 км, что критически
важно для ракетного двигателя, предназначенного для
полетов в космос. Стенд A-3 будет готов в 2013 году.
|