Boeing полагает, что его относительно простой обитаемый
аппарат, рассчитанный исключительно на короткие миссии к
МКС, обойдётся дешевле других конструкций. Но во сколько
именно – ещё не ясно (иллюстрация Boeing).
Мало пока известный проект чисто
внешне вызывает ощущение дежавю. В который раз мы видим
коническую спускаемую капсулу и небольшой цилиндрический
приборный отсек. Выбор неслучаен. Этот корабль не
предназначен для длительных полётов, зато главную задачу
– перевозку экипажей на МКС и обратно — должен выполнять
безопасно и с умеренными расходами.
NASA, возложившее на частников задачу транспортировки
грузов на МКС после ухода шаттлов, рассчитывает, что
аналогичная коммерческая программа поможет Америке и в
рождении новых пилотируемых аппаратов, способных летать
на околоземную орбиту.
Рассчитывает не без оснований. Четвёртого июня 2010 года
ракета Falcon 9 компании SpaceX успешно совершила свой
первый полёт, выведя на орбиту Dragon Qualification Unit
— прототип корабля от SpaceX.
Побывавший в космосе в
виде прототипа «Дракон» может служить автоматическим
грузовиком, а может – пилотируемым аппаратом на семь
астронавтов (фотографии SpaceX).
Однако «Дракон», судя по всему,
окажется не единственным американским пилотируемым
аппаратом в «эпоху после челноков». Всё идёт к тому, что
США получат сразу три разные обитаемые машины. И один из
новичков – семиместный CST-100 от компании Boeing.
Тут нужно сказать, что большую роль в реализации данной
затеи играет маленькая частная компания Bigelow
Aerospace, разработчик орбитального отеля Nautilus.
Как мы говорили, основатель и глава Bigelow Aerospace
Роберт Бигелоу (Robert Bigelow), замахнувшись не только
на околоземную гостиницу, но в перспективе и на лунную,
заключил соглашение с «Боингом» о развитии космического
корабля.
Судя по всему, CST-100
(на рисунке) должен пристыковываться к американскому
сегменту МКС (иллюстрация Boeing).
Bigelow поможет старшему товарищу
в проектных и испытательных работах, держа в уме
возможность рейсов CST-100 не только к МКС, но и к
родному «Наутилусу».
В рамках насовской программы CCDev (Commercial Crew
Development) Boeing недавно получила $18 миллионов на
первый этап работ по проекту.
Аэрокосмический гигант и ещё ряд субподрядчиков должны
уже в нынешнем году выбрать окончательный дизайн машины,
спроектировать и показать в действии систему аварийного
увода капсулы на старте, изготовить демонстратор
теплового щита, испытать на стендах систему очистки
воздуха, узлы для автономных сближения и стыковки,
наконец, построить полноразмерный макет CST-100.
Вслед за орбитальными
модулями частная компания Bigelow Aerospace намерена
плотно заняться и лунной базой, которая «не получилась»
у NASA (фото Isaac Brekken/The New York Times, Bigelow
Aerospace).
И свежий проект взял с места в
карьер. Кит Рейли (Keith Reiley), менеджер программы
CCDev в «Боинге», говорит: «Мы уже прошли 50-60% наших
этапов, и все — вовремя или досрочно».
NASA осторожно ожидает, что CST-100 впервые полетит в
космос в 2016 году, но создатели корабля настроены
оптимистичнее агентства. «Мы не указываем пока точные
сроки, однако наш график можно назвать опережающим», —
заявил Кит.
Летать новичок будет из Флориды. Пока не решено, какая
ракета должна поднимать боинговский космический корабль
на орбиту. Это могут быть адаптированные для
пилотируемых стартов Delta IV и Atlas V (EELV
Human-rating) или Falcon 9. Корпорация Boeing намеренно
проектирует свою капсулу так, чтобы она оказалась
совместима с разными моделями носителей.
Недавний взлёт Falcon 9, кстати, и Бигелоу и Рейли
единодушно оценивают как беспрецедентный вдохновляющий
прорыв. Оба отмечают, что Falcon 9 и Dragon были
разработаны и построены со значительно меньшими
издержками, и быстрее, чем обычно. Это, мол,
демонстрация нового стиля ведения бизнеса. Здесь
гигантской компании есть чему поучиться у младших
собратьев. Рейли признаёт, что Boeing в этом плане уже
немало почерпнул от Bigelow Aerospace.
А сам мистер Бигелоу тем временем планомерно движется к
реализации собственной мечты – началу коммерческой
эксплуатации орбитального отеля в 2014 году. Причём
Роберт действует по принципу «не класть все яйца в одну
корзину».
Специалисты разных
компаний, словно сговорившись, решили, что для кораблей
следующего поколения наиболее оптимальной будет схема
«капсула-конус плюс бочка с аппаратурой».
Этот облик всем знаком ещё по кораблю Apollo. Правда,
все новые машины отличаются друг от друга конструктивно
(это вполне самостоятельные разработки), да и просто в
размерах. В частности, CST-100 (на рисунке) – немного
меньше, чем «Орион», но чуть больше, чем «Аполлон»
(иллюстрация Boeing).
Надо ли пояснять, что помимо
CST-100 к «Наутилусу» теоретически можно было бы
отправлять и корабль Dragon? А ведь ещё есть проект,
неофициально называемый «Лёгкий Орион» (Orion Lite), в
котором очень активное участие принимает всё та же
Bigelow Aerospace.
Как известно, после скандальной отмены лунной
пилотируемой программы США президент Обама, дабы
конструкторский задел совсем уж не пропадал, помиловал
создававшийся в её рамках новый космический корабль,
наказав тому стать попроще, подешевле и превратиться в
спасательную шлюпку для МКС.
Оправившись от удара –
отмены лунной программы, инженеры и учёные продолжили
работу над «Орионом», пусть несколько пересмотрев его
начинку.
Любопытно, какая ракета должна запускать в космос этот
аппарат, коль скоро с Ares I пришлось распрощаться. Это
опять наши старые знакомые – модифицированный для
пилотируемых запусков носитель Atlas V или всё та же
«новорождённая» Falcon 9 (фото NASA).
Lockheed Martin, компания-родитель
«Ориона», с радостью взялась за перекройку. Рецепт тут в
целом схож с боинговским: отказавшись от дальних рейсов,
можно упростить систему жизнеобеспечения, авионику и ряд
других узлов. В результате экипаж в версии «лайт»,
вероятно, даже удастся нарастить до всё тех же семи
человек. Хотя длительность их пребывания на борту будет
меньше, чем у «полноценного Ориона».
Нельзя с точностью предсказать, какая машина из трёх
будет раньше готова к полётам с людьми на борту, но
подобный дубляж означает, что США уже можно особо не
переживать по поводу ухода шаттлов.
Ну а если конусы на парашютах не оправдают надежд, у
Америки есть возможность вернуться к крылатым машинам:
секретный мини-шаттл, успешно стартовавший в апреле 2010
года в рамках миссии USA-212, в настоящее время всё ещё
находится на орбите.