Представлен
гиперзвуковой самолет, который придет на смену самому
быстрому разведчику, легендарному SR-71, развивавшему
скорость до 3500 км/ч.
Компания Lockheed
Martin официально представила проект нового самолета,
который, который будет обладать даже более высокими
тактико-техническими характеристиками, чем SR-71
Blackbird. Новый самолет, получивший индекс SR-72, будет
развивать скорость более 6000 км/ч и, в отличие от
предшественника, сможет наносить удары по наземным целям
и летать в беспилотном режиме. Для современных систем
ПВО такой самолет будет практически неуязвим: он сможет
выполнить свою задачу и уйти до того, как ПВО успеет
предпринять какие-либо меры.
Самолет SR-71 мог
подниматься на высоту почти 26 км – почти в 3 раза выше,
чем гражданские авиалайнеры. Новый самолет SR-72, скорее
всего, сможет летать на еще большей высоте, что резко
затруднит или сделает невозможным его перехват
истребителями противника
Новый самолет-шпион
будет способен поддерживать крейсерскую скорость в 6 М –
это будет первый гиперзвуковой самолет, принятый на
вооружение. Кроме того, он будет самым быстрым на
планете, только экспериментальные ракетные самолеты X-15
летали с такой скоростью.
Слухи о SR-72 ходят
уже давно, о новом самолете говорили, как о части плана
ВВС США по использованию гиперзвуковых летательных
аппаратов для проецирования силы в масштабах всей
планеты. Самолет SR-72 заполнит брешь между спутниками и
медленными беспилотниками, которые могут оставаться в
воздухе очень долго, но не способны быстро достигать
цели и уклоняться от ПВО. Благодаря наличию
высокоточного оружия, SR-72 также сможет наносить
молниеносные (в течение 1-2 часов) удары по особо важным
целям. Благодаря высокой скорости новый самолет сможет
пересечь Атлантический океан приблизительно за 1-1,5
часа, с аэродрома в центральной части США до точки в
центральной части России - за 2 часа.
Главная особенность
нового самолета – двигатели, которые разрабатываются в
сотрудничестве с компанией Aerojet Rocketdyne. Это
гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель
оснащенный турбиной для полета на дозвуковых скоростях.
Обычные
турбореактивные двигатели испытывают проблемы с
управлением при скоростях выше 2 М. На самолете SR-71
Blackbird, разработанном в 1960-х годах, эта проблема
решалась с помощью специального подвижного конуса в
воздухозаборнике. На скоростях до 1,6 М конус
выдвигался, а при более высоких задвигался, после чего
включался прямоточный режим двигателя. Сверхзвуковой
воздушный поток сжимался на внешней части конуса, в
результате чего падала скорость потока, но росла его
температура и давление. Затем воздух разделялся на два
потока: один шел на 4-ступенчатый компрессор, а второй
сгорал в форсажной камере. Это позволяло SR-71
разгоняться до скоростей более 3 М и поддерживать
крейсерскую скорость в 2,8 М. Надо отметить, что сбои в
работе сложной системы управления двигателем
преследовали SR-71 всю историю его эксплуатации с 1964
по 1998 годы. К тому же расход топлива на высоких
скоростях был весьма высок, около 600 кг в минуту, что
ограничивало радиус полета 2000 км – менее часа полета
без дозаправки.
При создании SR-72
американским авиаконструкторам предстоит решить ряд
сложнейших технических проблем, в первую очередь по
силовой установке и нагреву корпуса во время
гиперзвукового полета. В Lockheed Martin полагают, что
на современном этапе развития науки и техники это
достижимая цель, и в 2023 году будет готов первый
опционально-пилотируемый летный прототип SR-72. Он будет
немного меньше по размеру, чем истребитель F-22. На
военную службу SR-72 поступит к 2030 году.
В типичных условиях
боевого применения, современные системы ПВО не в
состоянии перехватить летательный аппарат с такими
характеристиками, как у перспективного самолета SR-72. В
свое время советские системы ПВО так же не могли
перехватить SR-71
Новый самолет,
оснащенный высокоточным оружием и способный развить
гиперзвуковую скорость, будет почти неуязвим для
современных средств ПВО. В свое время SR-71 выполнили
множество разведывательных полетов, в том числе над
территориями охваченных войной Вьетнама и Ближнего
Востока, а также неоднократно вторгались на территорию
СССР. Несмотря на такие полеты, смертельно опасные для
других типов самолетов, летающие на скорости около 3 М
SR-71 успешно уходили от зенитных ракет и
истребителей-перехватчиков. Несмотря на множество
попыток перехвата, за 34 года применения не было ни
одной боевой потери SR-71 - все 12 случаев катастроф
самолетов были связаны с техническими неисправностями
или ошибками пилотирования.
Адрес новости: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2013/11/04/548180
|