Компания
Boeing начинает работу над уникальным тяжелым
самолетом, который сможет садиться и взлетать
вертикально. В своей разработке Boeing планирует
применить пульсирующий реактивный двигатель PETA,
созданный инженерами нацистской Германии для первых
крылатых ракет "Фау-1".
Исключительно простые и дешевые пульсирующие двигатели,
по некоторым данным, впервые были запатентованы русским
инженером Виктором Караводиным, но немецкие инженеры
Георг Маделунг и Пауль Шмидт первыми применили его на
летательном аппарате.
Технология PETA кардинально отличается от обычного
турбореактивного двигателя, в котором для создания
давления в камере сгорания требуются дорогие
высокотехнологичные компрессоры с множеством турбинных
лопаток из сверхпрочных сплавов. В пульсирующем
двигателе давление создается потоком набегающего
воздуха, причем в отличие от прямоточного реактивного
двигателя, пульсирующий может работать и на дозвуковых
скоростях. Конструкция двигателя очень проста: труба с
камерой сгорания и перегородка, которая открывается,
когда двигатель забирает воздух, а затем закрывается в
момент поджига топливо-воздушной смеси. Цикл повторяется
с высокой частотой, обеспечивая ровную реактивную тягу.
Пульсирующий
двигатель немецкой ракеты Фау-1 отличался дешевизной и
простотой конструкции
Компания Boeing
усовершенствовала пульсирующий двигатель и планирует
использовать его на больших транспортных самолетах
вертикального взлета и посадки, которые будут способны
перевозить танки и пехоту. Причем прототип самолета
может увидеть свет весьма скоро, так как не требует
принципиально новых технологий.
Тяжелый
транспортный самолет с вертикальным взлетом и посадкой
позволит высаживать пехоту и тяжелую технику без
необходимости захвата аэродромов или парашютного
десантирования
В отличие от
современных турбовентиляторных реактивных двигателей,
новый пульсирующий двигатель Boeing не имеет движущихся
частей. Основная часть PETA – трубка, которая генерирует
ударные волны во время дозвукового сгорания топлива.
Каждая ударная волна выбрасывает из трубки нагретый
воздух, создавая перепад давления, которое заполняет
двигатель новой порцией холодного воздуха. Затем топливо
смешивается с ним с помощью управляемого компьютером
инжектора, и цикл повторяется с высокой частотой,
обеспечивая тягу, необходимую для подъема самолета.
Таким образом двигатель PETA представляет собой простую
"коробку" с неподвижной трубкой и инжектором. Небольшие
"коробки" двигателей PETA могут объединяться в секции,
обеспечивающие большую тягу и многократно повышая
надежность реактивного движителя. С помощью легких и
дешевых пульсирующих двигателей можно поднять в воздух
самолет практически любого размера, после чего он
перейдет в горизонтальный полет с помощью обычных
турбовентиляторных двигателей.
Новая разработка Boeing должна будет отличаться
исключительной простотой, надежностью и дешевизной в
обслуживании. Двигатели PETA не боятся турбулентности и
мусора, а значит взлет и посадка станут более безопасны,
даже если самолет будет взлетать или садиться в лесу или
среди стаи птиц. Большое количество двигателей также
повышает устойчивость к поломкам и боевым повреждениям,
а несколько секций пульсирующих двигателей можно
использовать и на гражданских авиалайнерах – например
для снижения вертикальной скорости при аварийной
посадке.
|