В отличие от
искровых свечей новое устройство поджигает топливную
смесь концентрированными световыми импульсами. При
создании такой свечи исследователям из японского
Национального института естественных наук (NINS)
пришлось решить ряд проблем, связанных с мощностью
и миниатюрностью лазера.
При участии
учёных из румынского национального института лазеров,
плазмы и радиационной физики (INFLPR) японцы построили
микролазер из керамического композита путём спекания
порошков. Причём лазер с нужными свойствами был получен
совмещением двух различных материалов:
иттрий-алюминий-галлиевого композита, легированного
неодимом, и такого же, но только с добавкой хрома.
Новый лазер,
встроенный в корпус свечи, насчитывает в диаметре всего
9 миллиметров, а в длину — 11 мм. Он способен выдавать
длинную серию 800-пикосекундных импульсов. Одна такая
вспышка недостаточна для инициации пламени, но несколько
импульсов подряд уже поставляют в цилиндр двигателя
достаточно энергии. При этом концентрация излучения
в выходном пучке составляет порядка 100 гигаватт на
квадратный сантиметр.
По информации
Оптического общества Америки, специалисты NINS построили
лазерную свечу с двумя лучами (что, по идее, должно
повысить быстроту и равномерность поджига смеси)
и испытали её с частотой следования импульсов в 100 Гц
(этого уже достаточно для обычного ДВС). Также учёные
создали трёхлучевую лазерную свечу.
Как объясняют
изобретатели, они могут сфокусировать лазерный импульс
в центре камеры сгорания. Это создаёт условия для
полного сгорания смеси. С обычной свечой такого эффекта
добиться трудно, к тому же её электроды мешают
симметричному распространению фронта пламени.
Кроме того, для
качественного сгорания важно, что с новой системой
поджиг происходит намного быстрее, чем от искры, и время
его можно контролировать с большой точностью. Всё вместе
это позволит повысить экономичность моторов и снизить
выбросы вредных веществ.
Со слов
экспериментаторов, керамические лазерные свечи можно
производить недорого и в больших объёмах.
Пока, правда,
новинка не была установлена на автомобиле. Такими
тестами японо-румынская команда намерена заняться
в будущем. А нынешнюю свою работу создатели необычных
свечей представят на конференции по лазерам
и электрооптике (CLEO 2011), которая откроется
в Балтиморе 1 мая.