Беспилотный многоразовый челнок X-37B OTV-1,
запущенный ВВС США (USAF), благополучно завершил
миссию, продолжавшуюся более 220 дней.
Cудя по
снимкам, теплозащита мини-шаттла хорошо выдержала проход
сквозь атмосферу (фото USAF, Vandenberg News).
Беспилотный многоразовый челнок
X-37B OTV-1, запущенный ВВС США (USAF), благополучно
завершил миссию, продолжавшуюся более 220 дней.
Аппарат Orbital Test Vehicle 1 стартовал из Флориды 22
апреля 2010 года (по московскому времени — рано утром
23-го), а приземлился на авиабазе Ванденберг (Vandenberg
Air Force Base) в Калифорнии 3 декабря.
Всё это время X-37B OTV-1 отслеживали
любители-астрономы, вычисляя орбиту челнока и отмечая её
заметные изменения. В частности, 9 августа космоплан
поднял перигей и апогей своей орбиты с 403/420 до
432/445 километров. А незадолго до окончания полёта
машина снова принялась корректировать параметры орбиты,
так, чтобы её «след» на земле в определённые дни
проходил через определённые пункты.
Костюмы
химзащиты у первых встречающих – мера предосторожности.
Может, на случай утечки невыработанного топлива, а может
быть, из каких-то иных соображений (фотографии Boeing,
USAF, Vandenberg News, Michael Stonecypher).
Цель этих манёвров мини-шаттла в
космосе, как и задачу миссии в целом, ВВС так и не
раскрыли, за исключением общего объяснения, что идут
испытания нового аппарата. Потому сторонние специалисты
предложили сразу несколько версий применения
челнока-робота (среди них есть и военные). О них мы
говорили, когда подробно рассказывали о X-37B (дополнительные
фото и рисунки можно найти здесь).
Домой OTV-1 возвращался полностью в автоматическом
режиме, начиная со схода с орбиты и заканчивая
самолётной посадкой на бетонную полосу. Ранее такой трюк
был проделан лишь однажды в истории космонавтики: 22
года назад в автоматическом режиме с орбиты вернулся
советский челнок "Буран".
Новый аппарат гораздо меньше своих предшественников —
классических шаттлов или того же «Бурана». В длину X-37B
насчитывает около 9 метров, а весит 5 тонн. Но у него
тоже есть небольшой грузовой отсек, в котором
челнок-робот может нести лёгкий спутник или иное
оборудование. В настоящее время создатели
автоматического шаттла, — инженеры Phantom Works (передового
отделения Boeing) — строят второй экземпляр X-37B,
несущий индекс OTV-2. Его запуск намечен на весну 2011
года.
|