Ученые
Физико-технического института Национальной академии наук
разработали первый в Беларуси беспилотный авиационный
комплекс на базе сверхлегкого беспилотного летательного
аппарата (БПЛА), предназначенного для видеомониторинга
местности и объектов. Об этом БЕЛТА сообщил заведующий
лабораторией моделирования сложных систем и материалов
института Юрий Яцына.
Сверхлегкий беспилотный летательный аппарат создан на
основе самых передовых технологий в области точной
механики, оптимальных методов управления, оптики и
других инноваций ученых Национальной академии наук
Беларуси. При его изготовлении применялись волокнистые
композиционные материалы особых физико-механических
свойств, благодаря чему новинка весит всего 2,2 кг и в
автономном режиме выполняет полеты со скоростью свыше 60
км/ч на расстояния до 20 км. «Маршрут для летательного
аппарата задается с помощью наземного пункта управления
и комплекса средств связи, – рассказал ученый. –
Видеоизображение с камеры, установленной на БПЛА,
передается в наземный пункт в режиме реального времени».
Аппарат оснащен электрическим мотором и обеспечивает
практически бесшумный полет.
Разработанная техника многофункциональна и может
применяться для прогнозирования чрезвычайных ситуаций,
контроля государственных границ, мониторинга дорожной
обстановки, составления топографических карт,
предотвращения несанкционированных вырубок леса,
браконьерства в национальных парках и заповедниках, а
также проведения целого комплекса научных исследований,
в том числе атмосферных и метеонаблюдений.
Пока отечественный сверхлегкий БПЛА проходит испытания,
однако ученые надеются, что уже к концу года он будет
применяться на практике. В использовании инновации уже
заинтересованы министерства чрезвычайных ситуаций,
природных ресурсов и охраны окружающей среды,
Госавтоинспекция.
Юрий Яцына рассказал, что беспилотные летательные
аппараты широко применяются за рубежом в различных
сферах народного хозяйства. «К примеру, в
природоохранной области их использование обходится
гораздо дешевле, чем организация постоянного наземного
мониторинга сотрудниками экологических служб, – отметил
ученый. – В случае регистрации аппаратом каких-либо
нарушений специалисты оперативно реагируют на полученную
информацию и быстро выезжают на место, чтобы
непосредственно разобраться в ситуации».
Беспилотные аппараты имеют комплекс преимуществ перед
пилотируемыми. Главным из них является отсутствие
необходимости в оснащении их целой инфраструктурой
жизнеобеспечения, начиная с аэродрома и заканчивая
дорогостоящим обучением пилотов. «БПЛА на порядок
экономичнее, они взлетают с руки и садятся на парашюте,
– добавил собеседник. – При этом отсутствует
необходимость в высококвалифицированных пилотах, нет
угрозы их жизни при чрезвычайных ситуациях или плохой
погоде. Вместе с тем малые размеры таких аппаратов
требуют значительных усилий разработчиков и инженеров
для оснащения их всей необходимой высокотехнологичной
аппаратурой».
В перспективе Физико-технический институт планирует
организовать сборочное производство беспилотных
летательных аппаратов сверхлегкого, а также среднего и
большого класса. В ближайших планах – создание такого
аппарата весом в 10 кг и размахом крыльев в 2,2 м.
|