Команда
инженеров-любителей сообщила об окончании постройки
ракеты, способной доставить человека в ближнее
космическое пространство. Уже 31 августа 2010 года
энтузиасты намерены провести первые лётные испытания
своего детища. На данном этапе внутрь аппарата поместят
манекен, обвешанный датчиками, которые замерят
перегрузки, вибрации и иные параметры на старте.
«Отцы»
необычной ракеты проверяют комфортность нахождения
внутри пассажирского отсека (фото Copenhagen Suborbitals).
Происходящее куда больше напоминает фильм 2006 года
«Астронавт-фермер» (The Astronaut Farmer), чем
творящуюся здесь и сейчас реальность. В случае с
датскими конструкторами всё даже удивительней.
Если в упомянутом фильме грезившему звёздами
героическому фермеру постоянно строили козни власти,
военные и спецслужбы, то реальные «самоделкины» особых
трудностей не испытали. Мало кто мог вообще подумать
всерьёз, что энтузиасты чуть ли не у себя во дворе
построят суборбитальную пилотируемую ракету. Но вот она,
полюбуйтесь.
Связку
ракеты-носителя и микроскопического суборбитального
корабля назвали HEAT1X – Tycho Brahe. Разумеется, в
честь знаменитого датского астронома (фото Copenhagen
Suborbitals/Frumpykvetchbot).
Стартовавший в 2004 году проект, о
котором мы подробно рассказывали, финансировался только
на пожертвования спонсоров и (большей частью)
заинтересованной общественности.
Руководят предприятием Кристиан фон Бенгтсон (Kristian
von Bengtson, на фото под заголовком он справа) и Питер
Мэдсен (Peter Madsen, он в капсуле), активные члены
сетевого сообщества SomethingAwful, через которое и
собирали средства на безумную затею.
Колорит союзу Кристиана и Питера, который породил
отстроившую ракету компанию Copenhagen Suborbitals,
добавляют детали биографии партнёров. Мэдсен – капитан и
проектировщик самой крупной в мире самодельной подлодки
UC3 Nautilus, а также эксперт по ракетным движкам. Фон
Бенгтсон — председатель подкомитета по космическому
туризму Американского института аэронавтики и
астронавтики (AIAA).
В процессе
постройки ракеты, кстати, инженеры вели подробный
технический блог, к сожалению, только на датском (фото
Copenhagen Suborbitals)
По словам Мэдсена, первый вариант
9-метровой ракеты должен будет достигнуть планки в 150
километров над Землёй. После выработки топлива ступень
HEAT1X отделит пилотируемую капсулу Tycho Brahe. В
дальнейшем отслеживать аппарат планируется при помощи
обычной GPS-навигации. Также во время первого старта
датчане намерены так или иначе получить данные,
необходимые для модернизации ракеты.
Внутри «Тихо Браге» космотурист будет прочно привязан к
креслу, свободно двигать он сможет лишь руками, чтобы
вносить коррективы в программу полёта, а также доставать
при необходимости запасную кислородную маску или пакетик
на случай тошноты.
Датчане уже
испытали парашют и отработали на макете подъём
приводнившейся капсулы из моря (фото Copenhagen
Suborbitals).
Согласно расчётам фон Бенгстона и
Мэдсена, перегрузки на старте не окажутся для пассажира
чересчур тяжёлыми. В целом организаторы полёта полны
оптимизма насчёт способности обитателя капсулы выдержать
в вертикальной позе ускорение «около 3 g».
По истечении 60 секунд двигатель ракеты прекратит
работу, а отделённый от ускорителя микрокорабль
продолжит подниматься вверх по инерции. А так как в
ракете практически отсутствуют средства управления,
пассажиру придётся довериться действию законов
баллистики и аэродинамики.
Единственное, на что космотурист способен повлиять, –
это неприятное вращение или рыскание капсулы. Гасить их
во время движения по параболе уже за пределами атмосферы
пассажир сможет при помощи крошечных движков ориентации
на сжатом газе. В конце полёта аппарат приземлится на
парашютах.
Запуск
будет произведён в Балтийском море на расстоянии порядка
200 километров от датских берегов. Ракета отправится в
полёт с плавучей платформы, буксируемой «Наутилусом»
Мэдсена.
Длинные стартовые рельсы позволят «Тихо Браге» набрать
высокую скорость, перед тем как она отправится в
свободный полёт. Далее за её стабилизацию будет отвечать
простое статичное оперение (фото Copenhagen Suborbitals).
В «Тихо Браге» предусмотрены
радиостанция и отсеки для научной аппаратуры, которую
могли бы предоставить институты. И само собой, в
аппарате имеется несложная система жизнеобеспечения,
поставляющая покорителю космоса кислород и удаляющая
углекислый газ.
Двигатель HEAT1X – это гибрид. Он
работает на твёрдом топливе, но окислителем служит
жидкий кислород. Движок уже был успешно испытан в
феврале и мае 2010 года. Смотрите видео с последнего
«прогона».
Авторы конструкции обещали
испробовать все прелести такого полёта в первую очередь
на себе, но сначала, конечно, ракету нужно проверить без
человека на борту.
В перспективе датчане собираются
создать целую линейку суборбитальных ракет, чтобы «дать
людям индивидуальные средства для путешествий в космос»
(как дешёвую альтернативу амбициозному проекту Virgin
Galactic).
Специально
для параноидально настроенных личностей на
пресс-конференции по поводу «рождения» ракеты Мэдсен и
фон Бенгтсон особо подчеркнули, что она предназначена
исключительно для мирных целей и информация о её
конструкции не будет держаться в секрете (фото
Copenhagen Suborbitals).
Заявленная дата старта, по
некоторым оценкам, может быть перенесена из-за плохой
погоды в море или из-за потенциальной задержки в доводке
и перебазировании стартовой платформы.
Если датчане в конце концов успешно проведут запуск уже
с человеком на борту, компанию Copenhagen Suborbitals
можно будет причислить к своеобразному космическому
клубу организаций, отправлявших человека в космос, где
помимо агентств России, США и Китая, обосновалась фирма
Scaled Composites. Её ракетоплан в ходе третьего полёта
достиг отметки в 112 километров.